Морилки, пигменты, патины
Окрашивание является фундаментальной стадией отделки древесины. Полученный с помощью морения декоративный эффект имеет первоочередную важность для покупателя. В этом разделе представлены морилки готовые к употреблению, концентраты морилок, патины, а также пигментные пасты, которые используются для колеровки масел.
Тонирование древесины.
Для изменения цвета древесины применяют морилки, которые, однако, оставляют текстуру поверхности (направление волокон и др.) видимой. Тонирование необходимо различать от непрозрачной отделки, когда пигментные грунты и эмали полностью скрывают текстуру древесины.
Морение древесины в основном применяется для решения следующих задач:
- для подчёркивания естественного цвета;
- для маскировки дефектов поверхности;
- для выравнивания цвета на разнооттеночной древесине;
- для имитации экзотических или ценных пород на дешёвой древесине;
- для изменения естественного цвета в соответствии со вкусами заказчика.
При морении окрашивается только самый верхний слой древесины (максимум 0,5 – 1 мм). Поэтому после тонирования древесину нельзя подвергать механическим воздействиям, таким, например, как шлифовка. На неё должен быть предварительно нанесён первый слой лакокрасочного покрытия.
Морилки – это жидкости, полученные растворением окрашенных веществ или дисперсией цветных пигментов в органическом растворителе или воде. Таким образом, первое различие можно провести в зависимости от типа растворителя.
1. Морилки на основе органических разбавителей и водоразбавимые морилки.
Морилки на основе органических разбавителей очень быстро сохнут, поэтому наносить последующие слои ЛКМ можно уже через очень короткое время, независимо от того, будут это водоразбавимые материалы или материалы на основе растворителей. После высыхания эти морилки становятся в определённой степени нерастворимы и поэтому выдерживают контакт с водой. Только в некоторых случаях, когда для обеспечения яркости морилка содержит большой процент растворимых органических красителей, она снова растворяется при контакте с водой, содержащейся в водо-дисперсных материалах. Если точная информация от производителя об этом отсутствует, рекомендуется перед покраской провести предварительный тест.
При работе с морилками данного типа следует помнить, что растворители здесь действуют, как транспортное средство, и обладают способностью растворять смолы и масла, содержащиеся в древесине, а также занимать их место. В результате такие зоны впитывают больше морилки, и поверхность становится пятнистой.
По сравнению с водоразбавимыми морилками с помощью морилок на основе растворителей труднее получить выравнивающий эффект. Они немедленно приводят к возникновению зон с повышенной впитываемостью, особенно на мелкопористых породах древесины, таких как бук или вишня, где заметны тёмные отметины. Наконец, с помощью морилок на основе растворителей трудно получить яркие и люминесцентные цвета.
Водоразбавимые морилки позволяют получить очень привлекательные цвета с хорошей равномерностью нанесения и многообразием оттенков, однако они поднимают ворс древесины, что приводит к целому ряду проблем, и нуждаются в более длительной сушке перед нанесением последующих слоёв.
Из-за специальной рецептуры приготовления водоразбавимые морилки, как правило, не могут покрываться водо-дисперсными ЛКМ, поскольку последние могут растворять красящие вещества и впитывать в себя нанесённую морилку, что приводит к появлению на поверхности подтёков и пятен.
Порошки анилиновой группы раньше широко использовались при изготовлении водных морилок, поскольку при растворении в воде они позволяют получать красивые цвета по очень низкой цене. Однако в современном производстве ЛКМ они не применяются, поскольку обладают плохой светостойкостью и очень быстро обесцвечиваются, что плохо сказывается на внешнем виде изделий.
2. Пигментное тонирование.
Кроме настоящего тонирования, при котором красящие вещества проникают в древесину (так называемое, живое морение), окрашивание древесины может быть достигнуто наложением на поверхность цветных пигментов (пигментное или мёртвое тонирование). В этом случае используется дисперсия цветных пигментов в жидкости без участия растворимых красящих веществ.
Как было описано выше, пигменты представляют собой нерастворимые вещества и поэтому нуждаются в связующем для поддержания их в однородной дисперсии и фиксации к окрашиваемой поверхности.
На первый взгляд результат пигментного тонирования ничем не отличается от настоящего морения, но при внимательном рассмотрении можно обнаружить значительную разницу между ними. При пигментном тонировании поверхность укрывается тонким слоем пигментов, падает прозрачность покрытия, но текстура древесины полностью не укрывается (см. рис. 1.1)
Рис. 1.1 – Различные эффекты, полученные обычной морилкой и пигментной дисперсией. На образец слева была нанесена морилка, а на образец справа – пигментная дисперсия. Цвет обоих образцов одинаков, но на рисунках хорошо видно, что дисперсия даёт более решительный оттенок и сильнее скрывает естественный цвет древесины.
На изделии пигментная дисперсия будет давать промежуточный эффект между обычной морилкой и укрывистой пигментной отделкой.
Пигментная дисперсия применяется вместо традиционного морения в следующих случаях:
- когда необходимо получить мягкие пастельные оттенки, т.е. когда требуется снизить воздействие естественного цвета древесины на конечный цвет (например, на красноватой древесине, такой как вишня, где краснота может изменить наносимый цвет, гораздо более трудно получить прозрачный голубой оттенок с помощью морилки, чем с помощью пигментной дисперсии)
- когда изделие изготовлено из разных пород древесины, и требуется слегка укрыть поверхность (снизить прозрачность) и получить выравнивающий эффект, сгладив разницу между различной древесиной
- когда необходимо обеспечить повышенную светостойкость (если окрашенная поверхность будет сильно подвержена воздействию солнечного света), поскольку многие пигментные дисперсии обладают большей светостойкостью, чем морилки.
3. Качество морилок.
Можно выделить определённые параметры морилок, которые существенны для их равномерного нанесения, а также получения привлекательных, люминесцентных и, особенно, светостойких цветов.
Первое, что необходимо рассмотреть, это способность морилки противостоять воздействию света. Ультрафиолетовые лучи, которые составляют значительную часть солнечного света, способны не только изменить естественный цвет древесины, но и обесцветить морилку. Эта проблема имеет большое значение, поскольку в настоящее время стресс, вызванный воздействием ультрафиолета, усилился ввиду следующих причин:
1) количество УФ лучей в спектре солнечного света увеличилось, поскольку снизилась фильтрующая способность атмосферы (феномен, который отмечают многие учёные, также приводит к учащению случаев возникновения у человека рака кожи)
2) в современных домах оконные проёмы делают больше по размеру, чтобы усилить приток в помещения естественного света. Избыточное количество солнечного света, который попадает в дома, приводит к усилению воздействия на окрашенные поверхности УФ лучей
3) в последнее время система освещения помещений претерпела изменения: люди стали реже использовать обычные лампочки, и перешли на флуоресцентное (неоновое) освещение, а также на использование галогенового света, которые, как известно, излучают большее количество ультрафиолетовых лучей.
Эти соображения призваны предупредить производителей, которые хотят выпускать качественную мебель, от использования тех же морилок, с которыми они работали несколько лет назад.
Проверка качества используемых морилок в отношении их светостойкости является стратегическим ходом, который позволит предотвратить ухудшение внешнего вида изделия со временем.
Морилки и пигментные дисперсии можно классифицировать по признаку светостойкости по международной шкале («Голубая шкала»), которая имеет ступени от 1 до 8, где 1 используется для обозначения очень плохой светостойкости, а 8 обозначает максимальную светостойкость.
Как уже было упомянуто, оставаясь неизменными на молекулярном уровне, пигментные дисперсии обладают лучшей светостойкостью, чем морилки, и иногда комбинируются с последними в одной формуле.
Морилок с плохой светостойкостью, меньшей, чем 5 по Голубой шкале, следует избегать.
При отсутствии точной информации о светостойкости используемой морилки, этот параметр можно легко проверить. Нанесите морилку на кусочек древесины, затем оберните его часть алюминиевой фольгой и выставьте на свет, прикрепив скотчем к стеклу окна, выходящего на юг. Проверить светостойкость можно через несколько недель.
Другим важным показателем качества морилок для древесины является её формула.
Существуют концентраты морилок (в жидком или порошкообразном виде), которые необходимо разбавлять перед нанесением водой или ацетоном, а также морилки, готовые к применению. Во втором случае красящие вещества уже растворены или находятся в виде дисперсии в смеси органических или водоразбавимых растворителей, куда также добавляются следующие составляющие:
- смолы, для достижения однородности продукта и его равномерного впитывания даже на древесине с микропористыми зонами, как, например, у бука или вишни
- специальные добавки: для смачивания поверхности, против образования пены и др.
- вещества для улучшения тиксотропности
- другие добавки для улучшения однородности цвета
Гораздо легче получить выравнивающий эффект, сэкономить время и избежать ошибок смешивания, если выбрать морилку, готовую к нанесению.
Качество морилки также зависит от её способности проникать в древесину, которая обычно требуется, если необходимо подчеркнуть естественную текстуру древесины или придать ей дополнительные защитные свойства перед нанесением лакокрасочного покрытия. Степень проникновения морилки в древесину зависит от многих факторов, первый из которых связан с величиной молекул красящего вещества: чем меньше молекулы, тем глубже будет проникновение. Также проникновение обратно пропорционально молекулярному напряжению используемого растворителя, которое меньше у органических растворителей, чем у воды. По этой причине производители добавляют в качественные водоразбавимые морилки, готовые к применению, специальные вещества, снижающие поверхностное напряжение и улучшающие смачиваемость поверхности, а, следовательно, и проникновение.
Однако способность глубоко проникать в древесину зависит не только от свойств морилки. Некоторые виды древесины, например бук, имеют микропористые зоны с повышенной впитываемостью. Если морилка обладает хорошей проникающей способностью, в этих местах могут образоваться тёмные пятна. Это также справедливо для зон вокруг сучков у хвойных пород древесины (см. рис. 1.2).
Рис.1.2 - Слева,впитывание морилки в зонах вокруг сучков на хвойной древесине с образованием темных пятен. Пятнистость особенно выражена на участках больной заболони. Справа, водоразбавимая морилка с правильно составленной формулой не создала такого дефекта.
Для получения выравнивающего эффекта в таких случаях не рекомендуется позволять морилке впитываться в древесину.
Правильное составление формулы морилки зависит от впитывающей способности различных пород древесины, которая представляет собой другой немаловажный аспект. Рекомендуется подбирать морилку в зависимости от вида окрашиваемой древесины. Следует помнить, что не существует универсальной морилки, позволяющей получить оптимальный эффект на любой древесине.
Для правильного выбора морилки для окрашивания древесины определённого вида нельзя дать ещё какие-нибудь общие рекомендации, кроме уже упомянутых: водоразбавимые морилки позволяют получить более равномерный цвет, чем морилки на растворителях, которые склонны к образованию пятен на участках с повышенной впитываемостью.
Для того чтобы выбрать оптимальный продукт, рекомендуется запрашивать у производителя технические спецификации на морилки и проверять на практике, насколько конкретная морилка подходит для древесины, которую необходимо окрасить.
4. Методы нанесения морилок.
Морилки обычно наносят кистью, распылением или вальцами. В промышленности применяют и другие способы нанесения, которые подбираются в зависимости от вида изделия и используемой морилки. Но поскольку они не имеют общего интереса, в этой книге они не будут рассмотрены.
Нанесение морилок кистью:
Если нанесение кистью грунтов и лаков уже практически не применяется, то для морилок данный метод всё ещё используется довольно часто. Этот метод особенно часто применяется для окрашивания изделий со сложными формами. При нанесении на такие изделия морилок методом распыления в углах образуются воздушные вихревые потоки, что приводит к неравномерному распределению морилок по поверхности с образованием светлых неокрашенных полос в местах вихревых потоков. Однако, такие поверхности могут быть равномерно прокрашены при нанесении морилок кистью.
Морилки, как правило, обладают низким сухим остатком и полностью впитываются в древесину. Поэтому щетинки кисточки не оставляют за собой следов морилки, в отличие от нанесения грунтов и лаков, следы которых гораздо более заметны. Морилку обильно наносят на поверхность, а затем распределяют и выравнивают кисточкой с длинной щетиной по направлению вдоль волокон. Для морилок необходимо выбирать самые мягкие кисти.
Преимущества и недостатки данного метода нанесения морилок аналогичны общим преимуществам и недостаткам данного метода, представленным в главе о технике нанесения и оборудовании.
Нанесение морилок распылением:
Обычно для морилок используются обычные конвективные пистолеты или пистолеты типа «аирмикс» (смотрите главу о технике нанесения и оборудовании). Этот метод, как правило, применяют для окраски плоских поверхностей.
По сравнению с нанесением кистью этот метод имеет большую производительность, однако определённое количество морилки при нём улетает в воздух. Необходимо избегать образования при распылении вихревых потоков, особенно если на изделии присутствуют внутренние углы (см. рис. 1.3). Для этого работа ведётся при относительно низком давлении около 2-2,5 бар. Диаметр сопла надо выбирать меньший, чем для нанесения грунтов и лаков. Для морилок диаметр форсунки должен составлять от 1,3 до 1,5 мм.
Рис 1.3 - При нанесении морилок распылением с образованием вихревых потоков остаются непрокрашенные светлые полосы. Для решения этой проблемы следует снизить давление воздуха для уменьшения образования воздушных вихревых потоков.
Равномерный цвет при нанесении морилок распылением можно получить даже на участках древесины с повышенной впитываемостью, при условии равномерного распределения морилки по поверхности. И напротив, нанесение морилок кистью приводит к образованию тёмных пятен в зонах повышенной абсорбции (например, на торцах или около сучков). Количество наносимой морилки зависит от вида древесины и самого используемого продукта. Для выравнивающего эффекта можно применить быстросохнущую морилку на основе растворителя или, как альтернативу, водоразбавимую морилку с крупными молекулами, которые не способны чрезмерно глубоко проникать в древесину, склонную к неравномерной абсорбции, например, бук или вишню.
При окрашивании сложных точёных изделий (например, стульев) морилка наносится методом погружения или распылением электростатическим оборудованием. Эти методы в сочетании с правильно выбранной морилкой позволяют получить очень равномерный цвет.
Оборудование с автоматическими вращающимися пистолетами часто используется для отделки оконных рам. Эти установки благодаря центробежной силе измельчают морилку на очень мелкие частицы, что позволяет ей равномерно окрашивать поверхность при продуманной конструкции изделия.
Нанесение морилок вальцами:
Для окрашивания плоских поверхностей в промышленных условиях морилки часто наносятся на специальном оборудовании, которое распределяет их по поверхности посредством больших вальцов. Морилки для нанесения вальцами должны иметь особый состав.
5. Нанесение морилок растиркой.
Этот метод применяется, когда необходимо получить однородный цвет и/или выделить поры. После того, как морилка обильно нанесена на поверхность распылением или кистью, её излишки удаляются губкой или не ворсистой тканью.
При одном и том же цвете морилки эта техника позволяет получить более светлый тон, чем при нанесении кистью или распылением, однако при этом способе получается даже более выравнивающий эффект. Не пытайтесь губкой или тканью удалять излишки морилки из пор древесины, поскольку растирка, напротив, позволяет морилке концентрироваться в порах, что приводит к их выделению на поверхности. Морилка для нанесения методом растирки должна обладать длительным сроком сушки, чтобы её можно было успеть растереть, пока она находится на поверхности в жидком состоянии.
6. Несколько советов по окрашиванию древесины
- Внимательно выбирайте древесину
Синеватая чрезмерно рыхлая древесина со смоляными участками на поверхности не подходит для морения. Наличие заболони или нерегулярного роста волокон может привести к неравномерному окрашиванию.
Если необходимо окрасить шпон, то клей не должен просачиваться через поры. Клей не впитывает морилку, и поэтому поры могут остаться неокрашенными. Это часто встречающаяся проблема, особенно при использовании некоторых видов клея. Для предотвращения этого дефекта клей необходимо готовить с высоким содержанием клеящего порошка и низким содержанием воды. Наносить на поверхность его следует в минимальном количестве.
Другая рекомендация заключается в том, что полезно добавлять 15-20% специального винилового клея. Не следует использовать клеящие вещества, содержащие алкалиновые минеральные частицы, которые могут нарушить процесс кислотного катализа уретановых смол. Однако прежде чем производить какие-либо изменения, рекомендуется проконсультироваться с поставщиком клея.
Иногда шпон наклеивают на изделие в противоположном друг другу направлении, чтобы получить симметричный рисунок. В этом случае при окрашивании часто можно заметить, что различные части шпона имеют разный цвет. Причиной этого служит то, что поры разных участков шпона наклонены в противоположном направлении. Для избежания этого дефекта нет более эффективного средства, чем нанесение морилки на грунт или использование тонированного лака (смотри дальнейшие главы).
Для получения равномерно цвета при окрашивании важно, чтобы шпон или древесина были заготовлены из одного ствола.
- Перед морением древесину необходимо тщательно прошлифовать абразивными материалами с не слишком мелкой зернистостью (120-150)
Шлифовку всегда необходимо производить в направлении волокон древесины. При шлифовке поперёк волокон образуются маленькие борозды, которые становятся очень заметны после нанесения морилки.
Всегда используйте только новую шлифовальную бумагу. При работе изношенными абразивными материалами вместо выравнивания поверхность просто приглаживается, что приводит к неравномерному впитыванию морилки и образованию тёмных пятен.
Чем грубее зерно у шлифовальной бумаги, тем лучше морилка будет ложиться на поверхность, и, следовательно, тем темнее будет цвет.
Тип абразивных минералов, плотность их насыпки (смотрите главу о гибких абразивах), вид шлифовальной машины, скорость прохождения через неё детали, давление на поверхность, - все эти факторы напрямую влияют на впитываемость морилки и, как следствие, на конечный цвет. При обработке одной партии древесины, таким образом, все параметры необходимо сохранять неизменными.
- Тщательно удаляйте пыль после шлифовки
Пыль от шлифовки древесины, скопившаяся в порах, впитывает морилку сильнее, что приводит к появлению тёмных пятен. У некоторых экзотических видов древесины пыль может воспрепятствовать проникновению морилки в поры.
- Нанесение морилки на плоские поверхности всегда начинайте с торцов
При окрашивании горизонтальных поверхностей начинайте наносить морилку с торцов, переходя затем на плоскую поверхность. При использовании метода распыления очень важно наносить морилку, по крайней мере, за два прохода в перекрещивающихся направлениях для обеспечения максимально равномерного цвета. Если горизонтальная поверхность имеет рельеф или вертикальные части, морилка наносится сначала на эти участки, а затем вся поверхность покрывается морилкой.
Поперечный срез древесины впитывает ЛКМ гораздо сильнее, чем древесина продольного среза. Это приводит к более сильному окрашиванию торцов изделия, которое особенно заметно, если морилка наносится растиркой или кистью. Поэтому для окрашивания этих участков кистью используйте менее концентрированную морилку. Этот дефект менее заметен при нанесении морилки распылением, так как при этом методе материал распределяется по поверхности очень равномерно.
Рис. 1.4 - Когда профиль изделия имеет углы или углубления, при распылении морилка неспособна их окрасить из-за образующихся воздушных вихревых потоков.
Нанесение морилок кистью или растиркой рекомендуется применять, когда необходимо подчеркнуть поры древесины, или когда поверхность изделия имеет очень сложную форму, поскольку, как уже было описано выше, при распылении в углах изделия формируются воздушные вихревые потоки, которые препятствуют равномерному распределению морилки (см. рис. 1.4).
- Всегда готовьте морилку необходимого цвета в количестве, необходимом для единовременного завершения работы
Если готовить морилку с избытком, могут возникнуть ошибки перемешивания, которые приводят к несоответствию цвета. Готовую морилку надо очень тщательно перемешивать перед работой и во время использования, поскольку некоторые цвета (например, белый) очень тяжёлые и могут оседать, в результате чего появляется совершенно иной оттенок морилки.
- Различные детали одного заказа должны окрашиваться одним человеком
Каждый маляр имеет различную и неповторяющуюся технику нанесения ЛКМ, поэтому конечный результат может различаться, если морилка наносилась более, чем одним человеком.
7. Основные дефекты морения древесины
- Пятнистость, вызванная неравномерной впитываемостью
Это наиболее часто встречающийся дефект, причиной возникновения которого могут послужить многие факторы.
Уже было упомянуто, что твёрдые породы древесины имеют зоны повышенной абсорбции, которые располагаются вокруг сучков. При нанесении морилок здесь образуются тёмные пятна, поскольку эти участки впитывают большее количество материала. Мы также упомянули о том, что абсорбция сильнее на торцах изделия, и о том, что существуют виды древесины с микропористой структурой, такие как бук и вишня. Мягкие породы древесины часто подвергаются атакам бактерий, которые портят структуру древесины и делают её более рыхлой, что способствует более глубокому проникновению морилок. Эти свойства древесины незаметны, до тех пор, пока на неё не начинают наносить морилку. Важность использования для окрашивания здоровой и качественной древесины здесь очевидна.
Рис. 1.5 - Когда морилка не способна полностью впитаться в древесину, поверхность покрывается множеством темных пятнышек. Этот дефект часто встречается при окрашивании твердых пород древесины или нанесении чрезмерного количества морилки на основе растворителя.
Если на твёрдую древесину нанесено избыточное количество морилки на основе растворителя, которая не способна впитаться, поскольку нанесение производилось сухим факелом, она начинает концентрироваться на поверхности в виде множества тёмных пятнышек (см. рис. 1.5). Эта проблема решается путём улучшения впитывающей способности древесины заменой шлифовальной бумаги на более крупнозернистую, уменьшением наносимого количества морилки или увеличением степени её разбавления.
- Тёмные пятнышки возле ворсинок древесины, появившиеся после нанесения водной морилки
Даже после шлифовки древесины ворсинки остаются на поверхности и удаляются при шлифовке первого слоя грунта.
Ввиду впитывающих свойств целлюлозы эти волокна имеют тенденцию подниматься и впитывать в себя водоразбавимые ЛКМ в большом количестве. Морилка, в свою очередь, концентрируется у основания этих волокон (под действием силы поверхностного напряжения), что приводит к появлению тёмных пятнышек у основания волокон, которые заметны после высыхания поверхности.
Этот дефект более заметен на древесине, имеющей особую склонность к поднятию ворса, особенно когда не уделяется должного внимания предварительной шлифовке.
Этот дефект можно устранить путём смачивания поверхности перед шлифовкой. В этом случае вода поднимет ворс древесины, который можно будет удалить при шлифовке, чтобы не иметь никаких проблем при окрашивании поверхности морилками. Данный метод применяется довольно часто, поскольку, хоть он и удлиняет технологическое время отделки, но даёт хорошие результаты с точки зрения внешнего вида покрытий.
- Неокрашенные пятна при работе с водоразбавимыми морилками
При поднятии ворса, как описано выше, он удаляется при шлифовке грунта. Часть каждой ворсинки, которая остаётся без морилки после этого, выглядит на поверхности как неокрашенное пятно.
Решить эту проблему можно, если поступить также как в предыдущем случае, или если шлифовать древесину бумагой с более мелким зерном, которая оставляет меньше ворсинок.
- Пятнистость, вызванная растворением морилки
Для получения тёмных цветов часто применяются морилки с высоким содержанием растворимых органических пигментов. При обильном нанесении таких морилок на твёрдые породы древесины, которые обладают небольшой впитываемостью, грунт может растворять органические составляющие морилки и впитывать их. Этот дефект становится заметен после нанесения первого слоя грунта и выражается в появлении на поверхности тёмных полос и пятен. Если древесина пористая, при нанесении обычного грунта вокруг пор появляются круглые пятна со светлой серединой и тёмным краем (см. рис. 1.6). Более крупные пятна появляются на поверхности, если древесина не имеет глубоких пор.
Рис. 1.6 - Круглые пятна. Если морилка содержит растворимые органические пигменты, грунт может их растворить и впитать в себя, вызывая появления на поверхности пятен. На фотографии показан этот дефект на примере твердой пористой древесины.
Этот дефект трудно исправить. Если он выражен не сильно, ситуацию можно поправить нанесением тонированного лака. В противном случае покрытие должно быть полностью удалено, а изделие придётся отделывать заново, используя для окрашивания другую морилку.
Неокрашенные поры.
Иногда при морении древесины поры остаются неокрашенными. Этот дефект возникает из-за двух причин: или морилка не способна проникнуть в поры или она проникла в поры, но была оттуда удалена или не впиталась в древесину.
Первый случай возникает на древесине с особым строением пор. Морилка, особенно при нанесении распылением, не проникает в поры (см. рис. 1.7). Для решения этой проблемы необходимо использовать морилки с низким поверхностным напряжением (например, морилки на основе растворителя) или распределять их по поверхности с помощью кисти или губки, чтобы с помощью механического воздействия помочь морилке проникнуть в поры.
Рис. 1.7 - Морилка не проникла в поры, которые выглядят неокрашенными
Этот дефект особенно часто встречается при работе с водными морилками. Однако существуют готовые к применению морилки, в которые производитель уже добавил поверхностно активные вещества, облегчающие проникновение в поры (смотрите раздел о качестве морилок).
Второй случай происходит на таких видах древесины как лавр, каштан, ясень, тик и других, на дне пор которых содержатся масляные вещества, способные отталкивать водные морилки. Сразу после нанесения морилки поры выглядят окрашенными, но во время сушки происходит её отторжение, и поры светлеют. В этом случае проблема также может быть решена использованием морилок на основе растворителей или водных морилок со специально составленной рецептурой.
8. Отбеливание или осветление древесины
Эта техника предназначена для осветления естественного цвета древесины и уменьшения контрастности её текстуры. Она, как правило, применяется в следующих случаях:
- если древесина имеет слишком тёмный оттенок, а на поверхности присутствуют участки со значительной разницей цвета
- если древесина пятнистая
- если древесина заготовлена из разных стволов, имеет сильную разницу по цвету, но предназначена для изготовления одного изделия
- если естественный цвет древесины необходимо осветлить
- если необходимо удалить с поверхности древесины вещества, которые могут взаимодействовать с морилкой или лакокрасочным покрытием
- если необходимо получить прозрачный пастельный оттенок на древесине, имеющей другую естественную окраску
После осветления древесина приобретает более светлый и, главное, более равномерный оттенок. Осветление осуществляется нанесением смеси, состоящей из трёх частей 130-ти процентного гидроген пероксида и одной части аммиака или из 100 частей воды, 50-ти частей гидроген пероксида и двух частей аммиака на древесину, готовую к отделке. Эти смеси наносят кистью в обильном количестве. После этого древесине дают высохнуть в течение 12 часов, а затем наносят морилку необходимого цвета или лакокрасочное покрытие.
9. Корректировка цвета морилки
После того как на морилку нанесён первый слой грунта, на различных частях изделия может стать заметной цветовая разница. Это может стать серьёзным дефектом и потребовать корректировки. Такое случается, если для изготовления изделия использовалась древесина различных деревьев, первоначально имеющая различный цвет или обладающая различной впитывающей способностью. Примером такого дефекта может послужить фасад, рамка которого состоит из четырёх элементов, каждый из которых имеет различный оттенок, однако в пределах одного цвета.
Другой случай неравномерного проявления цвета можно наблюдать на шпоне. Мы уже упомянули, что при расположении кусков шпона на изделии в противоположном направлении для получения симметричного рисунка, они, как правило, приобретают различные оттенки по вышеупомянутым причинам.
Для корректировки цвета морилки в указанных случаях можно применить два способа:
- нанесение морилки на грунт
- подкрашивание лака (смотрите следующий подраздел)
Для реализации первого способа грунт необходимо прошлифовать, после чего нанести на него специальную морилку. Отделочный слой лака следует наносить через короткий промежуток времени, поскольку морилки, как правило, сохнут очень быстро (от 5 до 100 секунд). Поскольку морилка наносится на грунт, она не впитывается в древесину. При равномерном окрашивании можно получить очень однородный цвет. Можно подкрашивать только некоторые светлые участки, чтобы сделать их темнее, или подкрасить всю поверхность целиком.
10. Тонированный лак
Наиболее широко для окрашивания применяется метод нанесения морилки непосредственно на поверхность, которая затем покрывается прозрачным (позволяющим видеть текстуру древесины) и бесцветным (не содержащим цветных пигментов) лаком.
Однако иногда для этой цели применяются тонированные лаки, то есть прозрачные лаки с добавленными внутрь цветными пастами. В этом случае цвет древесины изменяется, хотя текстура древесины остаётся видимой.
Тонированные лаки, как правило, применяют по следующим причинам:
- для лёгкой корректировки существующего оттенка, если полученный цвет немного отличается от требуемого
- для усиления оттенка древесины. Например, при добавлении жёлтой или оранжевой морилки в прозрачный лак цвет древесины будет казаться более живым и тёплым
- для использования вместо морилки. Если тонированный лак наносится непосредственно на древесину, нет необходимости в применении морилки.
- для придания древесине более «сочного» цвета. Например, в случае пастельных оттенков интенсивность и равномерность цвета можно повысить, если отделочный слой лака слегка подкрасить тем же цветом, который был нанесён на древесину.
- Для выравнивания цвета древесины. Неоднородность цвета может быть вызвана причинами неправильного тонирования, или если изделие изготовлено из древесины одного вида, но различных деревьев. В этом случае, в качестве альтернативы нанесению морилки на грунт, можно использовать тонированный лак. Если лак подкрашен такой же морилкой, какая нанесена на древесину, на тёмных участках поверхности не будет заметно разницы, тогда как более светлые участки немедленно выровняют свой цвет. Для того чтобы лучше понять природу этого феномена, представьте, например, прозрачную жёлтую плёнку, которую положили на лист бумаги, половина которого белая, а вторая половина жёлтая. Тогда на жёлтой половине не будет заметно никакой разницы, тогда как белая половина теперь будет казаться жёлтой, конечно не такой жёлтой, как первая, однако контраст между ними явно уменьшится.
Когда по какой-либо из перечисленных причин принимается решение применять тонированный лак, необходимо принимать во внимание следующие моменты:
- подкрашивание первого грунта, как правило, не применяется. Подкрашивают только последующие слои после того, как первый грунт был прошлифован. Если шлифовать тонированный грунт, то могут возникнуть цветовые пятна, что довольно часто встречается на практике. Более того, пятна могут появиться при первом тонированном грунте, если древесина имеет участки с повышенной абсорбцией.
- при увеличении концентрации пигментных паст в лаке прозрачность покрытия снижается. Поэтому рекомендуется только лёгкое подкрашивание лака (1-2% пигментной пасты).
- если тонированный лак наносится вместо морилки, особенно на светлые породы древесины, нанесение должно быть очень равномерным. Не рекомендуется применять тонированные лаки на изделиях сложных форм, где равномерное нанесение методом распыления всегда очень затруднено.
11. Подбор цвета
Подбор цвета осуществляется, если необходимый для клиента цвет отсутствует в палитре стандартных оттенков. Это означает, что морилки разных цветов в пределах одной серии могут смешиваться друг с другом, а также с пигментными пастами для получения нужного оттенка.
Опыт и знание того, как ведут себя различные цвета при смешивании, могут облегчить работу по подбору цвета.
Эти данные указывают на следующие взаимодействия:
Жёлтый + синий = зелёный
Жёлтый + красный = оранжевый
Красный + синий = фиолетовый
Оранжевый + фиолетовый = коричневый
Ниже представленны три ситуации, которые могут возникнуть при подборе цвета при сравнении экспериментального образца с эталонным:
- цвет похож, но светлее, чем на образце
- цвет похож, но светлее, чем на образце
- цвет похож, но темнее, чем на образце
- цвет близкий, но имеет другой оттенок
Для получения нужного цвета действуйте следующим образом:
- если цвет похож, но имеет более светлый оттенок, просто увеличьте концентрацию морилки, не изменяя пропорций её концентрата
- если цвет слишком тёмный, это можно исправить добавлением белого или бесцветного продукта. Однако при добавлении белой морилки необходимо быть особенно внимательными, хоть она и без труда осветляет лёгкие цвета, но при добавлении в цвета средней или большой насыщенности, она может приводить к появлению синеватого оттенка конечного покрытия.
Если экспериментальный образец имеет другой оттенок, имейте в виду следующее:
- красный цвет позволит приглушить избыток зелёного
- фиолетовый уменьшит жёлтый оттенок
- синий уберёт излишек оранжевого
- зелёный позволит избавиться от красноты
- жёлтый цвет снизит фиолетовый оттенок
- оранжевый цвет поможет убрать синеву
Помните, что естественный цвет древесины влияет на цвет морилки, и что конечный результат складывается из этих двух оттенков. Всегда подбирайте цвет морилки только на древесине, которую планируете окрашивать.
Последующее нанесение лака также влечёт изменение цвета. Конечный цвет можно наблюдать только после лакирования поверхности.
12. Современные эффекты окрашивания древесины
Прежде чем понять, какие значимые преимущества новые технологии морения могут представить для декораторов интерьеров и конечных покупателей, необходимо понять, как изменилось современное интерьерное пространство. В наше время в жилых домах, как правило, имеются комнаты небольшого размера. Задача дизайнера или архитектора состоит в том, чтобы, играя с цветом, в том числе цветом древесины, зрительно увеличить пространство и сделать помещение более комфортным для жизни.
Вот почему в отделке древесины получило широкое распространение использование лаков, тонированных в лёгкие пастельные тона. Но применение тонированных лаков делает поверхность похожей на пластик. Поэтому другое направление современной моды отдаёт предпочтение открытопористой отделке древесины и подчёркиванию её текстуры, что делает поверхность менее похожей на пластик и более живой.
В качестве альтернативы двум перечисленным способам тонирования вместо традиционных окрашивающих растворов используются пигментные дисперсии, которые позволяют получить промежуточный эффект между тонированным лаком и обычным морением. С их помощью можно получить очень привлекательные пастельные оттенки, которые оставляют тексуру древесины видимой и таким образом делают внешний вид мебели менее тяжёлым.
Полупрозрачное окрашивание древесины является интересной альтернативой морению. Разница обусловлена тем, что морилка проникает в древесину, создавая прозрачный оттенок, а при использовании пигментной дисперсии окрашенные частички просто концентрируются на поверхности, создавая полупрозрачный эффект. Пигменты имеют очень маленький размер и равномерно распределены в жидкости (которая может быть как водой, так и растворителем). Обычно они не проникают в древесину. По сравнению с морилкой пигментная дисперсия позволяет получить совершенно иной эффект. При нанесении на древесину, которая всегда имеет природный цвет, морилки, конечный оттенок складывается из взаимодействия цветов древесины и самой морилки. Даже при использовании самых светлых сортов древесины при работе с морилками сложно получить мягкие пастельные оттенки, даже не принимая во внимание тот факт, что лёгкие цвета морилок обладают плохой светостойкостью.
В случае применения пигментной дисперсии, содержащей твёрдые частички определённого цвета, цвет древесины в большей или меньшей степени перекрывается. При увеличении количества наносимого материала, конечный цвет будет близок к цвету самой дисперсии, тогда как природный оттенок древесины будет скрыт под тончайшим слоем пигментых частиц на поверхности.
Благодаря своему молекулярному строению пигменты более светоустойчивы, чем морилки. Также благодаря большей укрывистости пигментов можно сделать вывод, что полученные с их помощью оттенки, даже пастельные, более светоустойчивы.
Некоторые полупрозрачные пастельные оттенки, которые недоступны при работе с традиционными морилками, можно получить только с помощью пигментных дисперсий.
Таким образом, пигментные дисперсии являются прекрасной альтернативой тонированным лакам, поскольку придают древесине более естественный и привлекательный вид. Они также позволяют мебели выглядеть менее тяжеловесно.
Другой интересный современный эффект, который может быть получен при окрашивании мягких пород древесины, называется «позитивное» морение.
Общеизвестно, что мягкие породы древесины имеют более тёмные и твёрдые участки, которые называются волокнами, и светлые мягкие участки, расположенные между ними. При нанесении на такую древесину обычной морилки, мягкие части впитывают больше материала и поэтому становятся темнее, а твёрдые части впитывают меньше и остаются более светлыми. Такая окраска противоположна естественной расцветке древесины, поэтому её называют «негативным» морением.
Существуют специальные водные морилки, которые напротив, позволяют окрасить волокна в более тёмный цвет. Такое окрашивание имитирует естественный вид древесины, и поэтому называется «позитивным» морением (см. рис. 1.8).
Более того, поскольку мягкие ткани более обширны по площади, при окрашивании позитивной морилкой древесина сможет более эффективно отражать свет, а мебель будет выглядеть менее тяжёлой и более утончённой и элегантной.
Заключение
Окрашивание является фундаментальной стадией отделки древесины. Полученный с помощью морения декоративный эффект имеет первоочередную важность для покупателя.
Как правило, ошибки, допущенные при нанесении лакокрасочных покрытий можно устранить на конкретном изделии, тогда как ошибки, совершённые при морении, особенно, если поверхность имеет сложную форму, не подлежат исправлению и изделие приходится заменять.
При выборе морилки и особенно способа её нанесения следует быть особенно внимательными. Необходимо избегать чрезмерной экономии на этапе морения, поскольку это почти всегда приводит к неблагоприятному результату.